Безумная Aza (merengue) wrote,
Безумная Aza
merengue

  • Mood:

15 фактов про книжки

У glazastikГлазастика углядела пятнадцать фактов про книжки, и почему-то ужасно захотелось написать свои такие же. Вообще, я всегда считала себя особой в литературном плане серой и дремучей, говоря простыми словами, абсолютно неначитанной. Я и половины того, что среднестатистический человек моего возраста читал, в руки не брала. Дальше следует душевыворачивающий рассказ о том, как я докатилась до жизни такой.

1. Дитём я была диким и истеричным, поэтому все попытки родителей научить меня в четыре года читать ни к чему хорошему не привели. Я ревела - "не хочу, не хочу!" - и устраивала соревнования по броскам на дальность кубиков с буквами и прочего дидактического материала. Самое удивительное - сама я этого не помню, мама рассказывала - когда терпение родителей истощилось, они оставили меня в покое, а где-то через полгода с удивлением заметили, что дщерь сама сидит себе тихонько в уголке и что-то читает. Значит, что-то все-таки завалилось в голову, несмотря на такое упорное с моей стороны сопротивление. А проживали мы в те благословенные времена в Гаване, что столица Кубы. Из-за этого у меня случилась в голове небольшая мешанина из русского и испанского алфавитов. Помню, на стене в большой комнате висел календарь с надписью CUBA, я смотрела на него и читала - "Сува". Видя на вывесках букву F, я в глубине души жалела ее, потому что была уверена, что это буква Е, у которой нижняя палочка отвалилась.

2. Более сознательное мое детство - с 6 до 10 лет - вспоминаю с ужасом. Несмотря на то, что в школе я была круглой отличницей, во всем остальном я была, как мне кажется, ужасно отсталым ребенком. Лет до десяти меня не интересовали никакие передачи по телевидению, в том числе и детские фильмы - я их вообще не понимала. Только мультики. Зато читала я запоем, мама всегда ругалась - все остальные дети как дети, на улице бегают, одна я с книжкой дома сиднем сижу. Так что же я читала с таким упоением в то время? Исключительно детскую литературу. Сказки. Когда книжка заканчивалась, я начинала читать ее по второму кругу. Сначала были "Русские народные сказки". Потом "Сказки народов мира". Естественно, "Волшебник Изумрудного города", жутко дефицитная книжка по тем временам, она одна у меня и была, остальные приходилось брать по записи в библиотеке. Еще были два затрепанных сборничка, подсунутые мне кем-то из родительских знакомых - "Китайские сказки" и "Японские сказки". И откопанные где-то на потайной полочке в шкафу "Персидские сказки". Позже мама призналась мне, что, когда она застала меня читающей эти сказки, первым ее желанием было отобрать у меня "эту порнографию", но почему-то решила этого не делать. И правильно, потому что сексуальную составляющую этих сказок я по малолетству не понимала и обычно при чтении пропускала. Там, помню, в этих сказках, какой-нибудь джинн обязательно награждал плохих персонажей ослиным, пардон, хуем на лбу :)

3. В общем, когда мои сверстницы зачитывались "Тремя мушкетерами" и прочей серьезной литературой, я читала про похождения Алисы Селезневой. К приключенческой литературе мой интерес проснулся годам к 11-12. Тех же "Мушкетеров" я осилила как раз в эти годы. "Двадцать лет спустя" уже шли не так хорошо, а "Виконта де Бражелона" и вовсе забросила на середине. Из "Графа Монте-Кристо" читала только начало и конец, а середину пропустила, неинтересная она. Кстати, Дюма в те годы тоже был дефицитный, его брали у знакомых. Хоть дома и было много хороших книг, читала я не все подряд, а только тщательно отбирая то, что повкуснее (а уж его - до дыр, до полного отвала обложки и выпадения страниц). Родители собрали большую коллекцию "макулатурных" изданий (для незнакомых с реалиями поясню - не по содержанию макулатурных, а потому что на них талоны выдавали в обмен за сданную макулатуру). Это из той эпохи анекдот - про Бальзака, который шире штапеля. И еще оттуда же - михалковское "Известно мне: в домах иных | Стирают только пыль с изданий подписных", как символ закоренелого мещанства. Да, в нашей семье эти n-томники действительно ставились на полочки ни разу не открытыми, но исключительно оттого, что простому советскому госслужащему не до чтения обычно. Как раз они и достались мне на растерзание. Первым ушел двенадцатитомник Жюля Верна. За ним - столькожетомник Марка Твена, пришедшийся мне более по вкусу (особенно "Простофиля Вильсон" и "Янки при дворе короля Артура"). Потом Купера пятитомник. Кажется, в этом возрасте я впервые втрескалась по уши в книжного героя. В Натти Бампо, естественно. Последние книги про него, где он уже старенький, дочитывала с трудом - очень жалко было его.

4. Кроме сказок и приключений, меня во вьюном возрасте неудержимо притягивали всякие справочники, энциклопедии и прочие познавательные вещи, например, журналы "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Изобретатель и рационализатор". Однотомник "Большой советской энциклопедии" я просто брала и читала как книжку. И глянцевый справочник "Мифы народов мира". И какой-то географический атлас в нескольких томах, откуда я узнала не только про страны и континенты, но и про распространение рас, народов, языков, про геологические эпохи, про почвы и осадки, про мировые урожаи и добычу полезных ископаемых. Была бы у нас нормальная училка по географии - пятерка была бы у меня в кармане. Еще я очень любила книжку "Фитотерапия" про лекарственные растения. Над этой книжкой лет в 8-9 я поиздевалась, придумывая и вписывая туда "смешные" названия растений. И "Справочник фельдшера" я тоже читала. И даже "Грамматику испанского языка"! Как выяснилось впоследствии, я оттуда набралась куче полезного.

5. В 12 лет я открыла для себя фантастику. Алиса Селезнева - пройденный этап, Рэй Брэдбери - вот кто рулит. "Марсианские хроники" фтопку, но "451 ºF" очень понравился. Прочие мелкие рассказы - "И грянул гром", "Вельд", "Уснувший в Армагеддоне" и про ребеночка, который родился в другое измерение, не помню названия, были прочитаны раз, наверное, по двести. Кажется, я еще потом что-то пафосное читала из Артура Кларка, но не помню, о чем. О, еще Казанцев был - весь цикл "Фаэты" и прочая наивная советская фантастика. И еще мне попалась Андре Нортон, самая первая книжка про "Королеву Солнца" - "Саргассы в космосе". Она была прочитана, заучена чуть ли не наизусть и пересказана по частям (вместо чтения на ночь) семилетней младшей сестре.

6. В те же 12 лет я впервые была напугана книжкой, да так, что три ночи подряд боялась засыпать. Как ни странно, это были не ужасы никакие, а вовсе даже и фантастика. Да и книжка - не книжка, а так, рассказик небольшой. Стивен Кинг, "Долгий джонт". От концовки этого рассказика у меня встают дыбом волосы на загривке ДО СИХ ПОР. Реально жутко. Воистину, талантище у мистера нашего Кинга вытаскивать из людей самые потаенные страхи. Кстати, больше я у Кинга ничего до конца не читала, начинала и бросала, плохо идет он у меня.
Есть еще одна небольшая повесть, сильная в эмоциональном плане. Кир Булычев, "Корона профессора Козарина". Каждый раз, как ее читаю, рыдаю навзрыд. Каждый раз. Но чувства она вызывает куда более светлые, нежели Кинг. Когда хочу порыдать для собственного удовольствия, я перечитываю "Корону...".

7. Иоанну Хмелевскую, которой все повально зачитывались после 1995 года, я прочитала гораздо раньше. Лет опять-таки в 13 или 14. Сначала "Что сказал покойник", а потом "Все красное", над второй повестью меня просто разрывало на кусочки от смеха. На Хмелевскую меня подсадила моя школьная подруга Ольга К. Впрочем, и на кучу других книжек тоже. Ольгины родители были литературными редакторами в каких-то очень крутых изданиях, и дочь они воспитывали исключительно на серьезных книгах. Приходишь к ним домой, а у них там книги, книги, книги от пола до потолка, и все какие-то мировые философы, и никаких тебе макулатурных многотомничков. Если честно, в их семье я как раз и чувствовала себя серой невежественной мещанкой, не читавшей ничего из того, что маст рид по определению. Книжные полки, набитые всевозможной литературой, завораживали взгляд, я их могла часами рассматривать просто так. Помнится, над некоторыми авторами мы с Ольгой безбожно ржали, имена вроде Поль Синьяк или Нацумэ Сасэки по малолетству нам казались безумно смешными.

8. В 15 лет я снова обнаружила тягу к приключенческой литературе, и были запоем прочитаны Сабатини и Буссенар, а также по второму кругу весь Верн, Твен и Диккенс. Отважный капитан Питер Блад надолго стал объектом моих девичьих грез. По "Похитителям бриллиантов" я даже сочиняла фанфик, но тогда не знала, что это так называется :) И майнридовский "Всадник без головы" тоже попался мне именно тогда. С подачи Ольги К. я прочитала "Унесенных ветром" (Ольга буквально боготворила Скарлетт, а мне она показалась редкостной сучкой), "Поющих в терновнике" и даже Драйзера, "Американскую трагедию". Больше ничего монументального "про любоффь" я не читала, даже заработала ко всяким соплям в шоколаде стойкое отвращение. Кстати, в те же 15 лет другая подруга, Ольга В., увлекалась Толкином. С Ольгой В. мои книжные вкусы по большей части совпадали, и я взяла у нее "Хоббита". Дальше первой главы не осилила, если честно. С Толкином мои отношения так и не сложились - три раза пыталась прочитать "Хоббита" и ВК, три раза бросала, как только дело доходило до какого-нибудь занудного квеста в поисках чего-нибудь.

9. Годам к шестнадцати я подсела на Зощенко и Булгакова. Кстати, именно в то время в школьную программу то ли десятого, то ли одиннадцатого класса ввели обязательное изучение "Мастера и Маргариты". МиМ я прочитала чуть раньше, даже два раза. Перечитывать почему-то не тянет до сих пор. Зато "Записки юного врача" - регулярно. Это, наверное, мне тот "Справочник фельдшера" из детства аукается. Кстати, о школе. Обязательный экзамен по литературе тоже где-то во времена моего выпуска ввели. На тот экзамен я шла с пустой башкой - накануне проглотила "Ярмарку в Сокольниках" Незнанского. Дали нам темы: Пушкин-Лермонтов, "Война и мир", серебряный век, что-то еще такое классическое насквозь, "Молодая гвардия", кажется, и... о благословение небу - свободная тема! "Размышления о прочитанной книге"! И я пошла писать. Что-то про ум-честь-совесть нашей эпохи завернула, крушение идеалов, времена брежневского застоя... Кажется, это был мой звездный час. Кому сейчас рассказываю, что писала выпускное сочинение про Сашу Турецкого - никто не верит! Но самое страшное было еще впереди. Через две недели нам раздали результаты, которые повергли меня в шок. Я ЕДИНСТВЕННАЯ ИЗ ВСЕГО КЛАССА ПОЛУЧИЛА ЗА СОЧИНЕНИЕ 5/5. Даже Ольга К., не отважившаяся взять скользкую свободную темку, заработала четверку. Вот так мое головотяпство редкий раз в жизни обернулось великой удачей.

10. Поэзия. Мое отношение к ней можно выразить двумя словами - не люблю. Особенно если лирика. Серебряный век русской поэзии был для меня на уроках литературы в школе самой ненавистной темой. Не осилила. Потому что стихи. Через рифмованный слог я продираюсь особенно тяжко. Хотя не все так плохо - Пушкина там, Лермонтова, Грибоедова читаю нормально вполне, кое-что даже нравится местами. С остальным не сложилось, особенно со стихотворными переводами. Можете начинать меня позорить - я не читала Шекспира. Хотя нет, вру, читала "Гамлета", и даже не бросила на полпути. Но убейте меня, если что оттуда вспомню, кроме самой-самой основной сюжетной линии. Все умерли, короче.

11. Время от времени я ведусь на всякую модную макула литературу. Самое давнее на моей памяти - детективы Джеймса Хедли Чейза. Про детектива Тома Лепски из полиции Майями. Книжка за книжкой - прочитать, забыть, выкинуть. Иногда принималась читать по второму кругу, только на середине обнаруживая, что уже читала это. Много позже ту же нишу заняла Маринина. В принципе, не такие уж плохие произведения, только немного по-обывательски написанные. Зато Пелевин меня обошел стороной. Совершенно не мое это. Равно как и Эко. Коэльо с Мураками я даже и не пыталась. Зато перед Дэном Брауном не устояла. Но я совсем недавно это писала, это как увлекательная типа фантастика. На самом деле такого не бывает :) А вот кто мне скажет, Акунин - это нынче модно или нет? Эраст у него немного фантастичен тоже, а вот внук его Николас - замечательный герой.

12. Но на книжных развалах посреди гор Марининой-Донцовой иногда попадались истинные жемчужины. В таких же поганеньких бумажных обложках с красотками, пистолетами и прочими атрибутами "забойного дюдюктива", но по содержанию, не боюсь повториться, истинные жемчужины. Был такой автор - Леонид Влодавец. Говорю "был", потому что, к огромному сожалению, он умер в 2002 году. Его книги - это такая гремучая смесь из криминальных боевиков, киберпанка и хардкорной фантастики. Написанные к тому же отличнейшим языком. Самая знаменитая серия книг - "Черный ящик" - повествует о неких загадочных артефактах, предположительно оставленных на Земле инопланетянами. И за этими артефактами, обладающими кое-какими чудодейственными свойствами, охотятся международные спецслужбы и международные же бандитские группировки. Все бы хорошо, но даже я считаю, что эти книги на большого любителя (которого они как раз нашли в моем лице, хе-хе). Есть еще несколько повестей, не вошедших в цикл "Черный ящик", но это спин-оффы от него, с теми же героями. И каждая отдельная книжка чем-то связана со всеми остальными. Так что, если вы любители вышеупомянутых "криминальных боевиков, киберпанка и хардкорной фантастики", возьмите себе на заметку. В сетевых библиотеках есть все или почти все.

13. Несмотря на то, что я неплохо знаю испанский язык, я не прочитала в оригинале ни одного произведения испанских или латиноамериканских авторов. Да и на русском тоже. Почему-то не хочется совсем. Зато на английском, который я знаю где-то на уровне средней школы, я прочитала аж три :) Две из них, конечно же, про Гарри Поттера, а третья - "Howl's Moving Castle" Дайаны Уинн Джонс. У нас дома все книги про Поттера - на английском, первые четыре - издательства Блумсбери, куплены в Московском доме книги, а последние две - американские, издательства Схоластик. Пятая как раз была приобретена в аэропорту Лос-Анжелеса два с половиной года назад, когда мы летели в Москву.

14. Кстати, в книгах о Поттере меня не привлекает ни один персонаж. И даже весь волшебный мир не привлекает. В Поттериане мне нравится сама история и то огромное количество деталей, которыми она обросла. И конечно же, не терпится узнать, чем все закончится. По моему скромному мнению, госпожа Джей Кей Роулинг превзошла всех авторов прошлого и настоящего в искусстве развешивания ружей и практически непрерывной канонады из них по ходу повествования.

15. Когда-нибудь я напишу свою собственную книжку, и это будет фантастика. Хочу, чтобы она была немного похожа на нортоновскую "Королеву Солнца". Я сочиняю ее на протяжении 15 лет. Идея, может быть, не бог весть какая оригинальная, и поэтому хочется написать побыстрее, чтобы она не устарела вконец. Самое сложное - это убедить саму себя в наличии хотя бы элементарной частицы таланта и начать собственно писать. Потому что я еще не приступала. Не выходит. А пока набираю критическую массу в ожидании, что в один прекрасный день она рванет. Эх, помолитесь за мой успех в этом нелегком деле. Я слишком долго выдумывала моего персонажа, и это будет большой личной моей трагедией не дать ему увидеть свет. Аминь.


Это вместо итогов года. Не люблю итоги.
Кажется, нужно для ровного счета еще и про музыку такой же пост навалять.

P.S. Этот пост писала два дня. Обижусь, если не прочитаете :)
Tags: воспоминания, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →