Безумная Aza ([info]merengue) wrote,
@ 2009-03-19 15:41:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:star trek, star wars, tlhingan hol, лингвистика, статьи, фантастика

Инопланетные системы письменности
Жизнь за пределами Земли в настоящее время существует только в жанре Sci-Fi :) Из отдельных кино- и литературных произведений выросли вполне развитые «вселенные», в которых было место разнообразным языкам инопланетных рас. А раз существует придуманный язык, к нему обязательно нужно придумать еще и письменность, или еще какую-нибудь характерную сигнальную систему. Вот о любопытных вымышленных алфавитах я и хочу вам рассказать :)

Письменность вселенной Star Wars

Во вселенной «Звёздных войн» бóльшая часть персонажей, включая человеческую расу, общается между собой на основном галактическом языке, или бейсике (от английского названия Basic Galactic Language), которым, по сути дела, является английский с вкраплениями «диалектных» слов (таких, как бластер, мофф, джедай, гиперпространство, дроид, падаван, мидихлорианы и пр.), не имеющих аналогов в реальном английском наших дней. Надо отметить, что перед Джорджем Лукасом и его помощниками изначально не стояла задача разработки особой письменной системы для бейсика; первые надписи, написанные «по-иногалактически» появляются лишь в 1983 году в «Возвращении Джедая». Для этих надписей используется вымышленное письмо под названием ауребеш:





Название «ауребеш», как нетрудно догадаться, составлено из названий двух первых букв, «аурек» и «беш» (по аналогии со словом «алфавит»). Ауребеш включает в себя согласные, гласные, двойные буквы и знаки пунктуации. Слова разделяются пробелами. Порядок чтения обычно слева направо и сверху вниз. Для обозначения заглавных букв символы зеркально отображаются.

Существует мнение, что Галактика также использует латинский алфавит (ведь основной галактический язык, по сути, английский) вместе с ауребешем. В этом можно убедиться на примере некоторых записей («Кодекс джедаев») или эмблем, например, Ордена джедаев. Хотя можно сказать, что эти примеры специально «переведены» на английский для земных читателей, в некоторых случаях используется одновременно латиница и ауребеш (Правление Корпоративного сектора). Неизвестно, следует ли считать эти случаи ошибками или несоответствием канону. В дополнение к этому, использование латинских символов для описания различных моделей звездных истребителей, основываясь на их форме (X-Wing, Y-Wing, A-Wing и т.п.), похоже, доказывает, что латинский алфавит существует в этой вселенной, поскольку формы этих кораблей не соответствуют форме букв ауребеша, в отличие от латинского алфавита.

Еще одной «лингвой франкой» во вселенной «Звёздных войн» является хаттский язык. Благодаря коммерческому и криминальному влиянию расы хаттов на Галактику, этот язык стал вторым по распространенности после основного галактического языка и общим языком для большей части пространства, окружающего территории хаттов.

В качестве основы для хаттского языка создатели фильма взяли реально существующие языки кечуа и аймара, на которых говорят индейцы Перу и Боливии. Хаттская же письменность не так хорошо разработана, всё, что мы видим в фильмах — это отдельные символы и короткие надписи. Предположительно, хаттское письмо состоит из следующих символов:

23.16 КБ


Куда большей точностью и детализацией отличается мандалорское письмо, созданное одной из авторов серии книг «Расширенной вселенной ЗВ», Карен Трэвисс. На мандалорском языке разговаривают жители планеты Мандалор, воинственная группировка, состоящая из кланов, в которые входят существа различных рас. Мандалорское письмо выглядит так:



Два алфавита, которые использовали жители планеты Набу: футарк (формальный алфавит) и футорк (неформальный алфавит). Примечательно, что письменности с таким названием действительно существуют, это формы рунического письма.


Футарк

Футорк


В фильмах, играх и комиксах по вселенной ЗВ встречаются и другие системы письменности, как, например, эвокское письмо, шириивуук (язык вуки), алфавит Торговой федерации, но появление надписей на этих языках носит эпизодический характер, так как их разработкой не занимались специально.


Письменность вселенной Star Trek

Справедливости ради, нужно заметить, что вселенная «Звёздного пути» существует дольше, чем вселенная «Звёздных войн» (чего стоят десять, уже скоро одиннадцать полнометражных фильмов против шести, и пять полноценных телесериалов против двух мультипликационных!), а поэтому проработке языков было уделено намного больше времени. В результате чего и появился клингонский — язык, имеющий статус не просто «вымышленного», а полноценного искусственного языка! В мире насчитывается несколько сотен человек, разговаривающих на клингонском, выходит периодическое издание.

Создал этот язык профессиональный лингвист Марк Окранд. В работе он использовал конструкции, характерные для языков индейцев Северной Америки, а также санскрита. Фонетика клингонского использует ряд затрудняющих носителя индоевропейских языков звуков, в том числе гортанной смычки и других, экспортированных из разных языков индейцев для создания подчёркнуто «чуждого» звучания.

Напомните мне как-нибудь написать более подробную статью про клингонский язык (ибо там потрясающе много всяких-разных интересностей), а пока просто полюбуйтесь на клингонский алфавит, который носит официальное название pIqaD:



Другой распространенный в «Звёздном пути» язык, вулканский, не был развит так же хорошо, как клингонский, хотя были попытки энтузиастов создать для вулканского полноценный словарь и грамматику. Зато письменность вулканцам придумали очень любопытную, взяв за основу нотный стан:



Письменность ромуланского языка, на котором разговаривают жители Ромуланской Империи, выглядит следующим образом:



Раса борг, которая принимает (точнее, насильно «ассимилирует») представителя любой другой расы в свой коллектив, собственного языка не имеет, ибо ассимилируя индивид, ассимилирует также и весь его опыт и знания, они становятся частью коллективного разума борг (да, слово «борг» не имеет множественного числа, потому что борг все вместе образуют единый «организм»). Но несмотря на все это, борг в качестве письменности используют буквенно-цифровой код (например, для обозначений на панелях управления). Это код высокой сложности, состоящий из комбинаций разных символов, общим числом более 50:



А вот письменности еще нескольких языков вселенной Star Trek:


Бажорский язык, древняя и современная формы идеографического письма




Талаксианский язык




Кардассианский язык




Письменность ференги




Иконианское письмо




Доминионское письмо



Как видно, «трековцы» добились большего разнообразия в создании инопланетных письменностей, и надо заметить, выглядят они достаточно чужеродно :)


Использованы материалы следующих сайтов:
The Complete Wermo's Guide to Huttese and other Star Wars languages
Wookieepedia: The Star Wars Wiki
Memory Alpha: Star Trek Encyclopedia
The Klingon Language Institute
Star Trek Online: Geekipedia


(69 comments) - (Post a new comment)


[info]ngorongo_bongo
2009-03-19 09:54 pm UTC (link)
Очень интересно было почитать. Спасибо.

А по "Stargate - SG:1 - SG:A" что-нибудь есть?

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 09:58 pm UTC (link)
Думаю, что наверняка есть, надо покопать :)

Ну вот, копнула прямо «сверху», из Stargate Wiki: письменность Гоа'улд:



Edited at 2009-03-19 10:02 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]vassanta, 2009-03-23 03:32 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-23 03:38 pm UTC (Expand)

[info]tank__girl
2009-03-19 09:54 pm UTC (link)
как минимум - красивые картинки, вулканский и вот этот - http://www.ljplus.ru/img4/m/e/merengue/huttese.jpg
а вообще классная подборка по развлекаловам зарубежных киношников

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 09:58 pm UTC (link)
Да, некоторые картинки неплохо так сносят крышу :)

(Reply to this) (Parent)


[info]goodwine
2009-03-19 10:03 pm UTC (link)
Спасибо, крышу снесло.

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 10:04 pm UTC (link)
Замечательно :)))

(Reply to this) (Parent)


[info]grandcayman
2009-03-19 10:03 pm UTC (link)
Офигительно. Красиво.

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 10:04 pm UTC (link)
Согласна :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]grandcayman, 2009-03-19 10:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 10:06 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]grandcayman, 2009-03-19 10:07 pm UTC (Expand)

[info]angeliques
2009-03-19 10:16 pm UTC (link)
я сейчас сойду с ума :)
ну чиста маньяки!

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 10:18 pm UTC (link)
Не маньяки, а фанаты :) Мы, фанаты, еще и не то наворотить можем :)

(Reply to this) (Parent)


[info]alphyna
2009-03-19 10:32 pm UTC (link)
в стар треке настолько более интересные, а.

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 10:39 pm UTC (link)
А в «Звёздных войнах» зато персонажи интереснее :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]alphyna, 2009-03-19 10:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 10:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]alphyna, 2009-03-19 10:53 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 10:59 pm UTC (Expand)

[info]_chimera_
2009-03-19 10:51 pm UTC (link)
Впечатляющее исследование. Спасибо большое!:-)

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 11:00 pm UTC (link)
Я вот отдельно про клингонский хочу написать, привлекает он меня :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_chimera_, 2009-03-20 11:50 am UTC (Expand)

[info]bruja_aprendiza
2009-03-19 11:06 pm UTC (link)
ух ты. класс.
зеленые кружочки особенно декоративны.
сколько же всего замечательного прошло мимо меня, потому что я не смотрела ни одного из этих фильмов :)

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 11:10 pm UTC (link)
Ага, в книгах-то так не развернуться (хотя вон, Профессор смог :) но у него языки да письменности — все больше факультативно :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]bruja_aprendiza, 2009-03-19 11:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 11:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]bruja_aprendiza, 2009-03-19 11:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 11:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yamashita, 2009-03-20 01:01 pm UTC (Expand)

[info]supposedly_me
2009-03-19 11:09 pm UTC (link)
Спасибо, посмотрел с большим интересом! Сам-то я этим особенно не увлекаюсь (хотя ЗВ, кстати, очень даже люблю), но всегда приятно видеть людей, так досконально подходящих к делу :))

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-19 11:12 pm UTC (link)
И вам спасибо, что заглянули :) Вначале я намеревалась писать только про клингонский (еще не написала, только готовлюсь :)), но раз обнаружилось столько всего интересного, поспешила поделиться :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]supposedly_me, 2009-03-19 11:19 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 11:31 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 11:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]supposedly_me, 2009-03-19 11:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]merengue, 2009-03-19 11:55 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]supposedly_me, 2009-03-19 11:58 pm UTC (Expand)

[info]mozartianka
2009-03-20 12:38 am UTC (link)
красотишша какая

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 12:48 am UTC (link)
Интересно, через энное количество лет, когда мы действительно законтактируем с инопланетной цивилизацией, не будут ли эти картинки выглядеть смешно? :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]shatun80, 2009-03-21 04:13 pm UTC (Expand)

[info]inetman
2009-03-20 02:56 am UTC (link)
А есть ещё два весьма интересных "инопланетных" языка. Которые в Футураме - соответственно, Alien Language 1 и Alien Language 2...

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 05:05 am UTC (link)
Да, ты прав, надо следующий выпуск сделать :)

(Reply to this) (Parent)


[info]avalteria
2009-03-20 08:02 am UTC (link)
Спасиииииибо!
Очень интересно! :))

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 06:15 pm UTC (link)
Будет продолжение, я чую :)

(Reply to this) (Parent)


[info]maryxmas
2009-03-20 08:10 am UTC (link)
кстати, гортанная смычка в русском есть. она не фигурирует в качестве отдельной фонемы, это да, но воспроизвести её никакого труда не составляет.
есть, кстати, книжка занятная:
Encyclopedia of fictional and fantastic languages
но там, насколько я помню, такого детального разбора не было.

(Reply to this) (Thread)


[info]maryxmas
2009-03-20 08:10 am UTC (link)
а вот тут на неё можно посмотреть в гугльбуках.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]merengue, 2009-03-20 06:11 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]maryxmas, 2009-03-20 07:35 pm UTC (Expand)

[info]yuriev
2009-03-20 09:29 am UTC (link)
Почитал с удовольствием, очень интересно.
Надо будет поискать про другие искусственные языки инфу. Ну или у тебя подглядеть )))

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 06:13 pm UTC (link)
Вон, комментом выше мне хорошую ссылочку оставили :)

(Reply to this) (Parent)


[info]wessa_lia
2009-03-20 05:58 pm UTC (link)
Шикарная лекция!) Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 06:13 pm UTC (link)
Заходите, как говорится, еще :)))

(Reply to this) (Parent)


[info]obi_ton
2009-03-20 06:00 pm UTC (link)
зыкий пост, спасибо

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-20 06:14 pm UTC (link)
И вам спасибо, что прочитали :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kackagep
2009-03-21 09:55 pm UTC (link)
В трилогиях о Чужих и о Хищниках тоже фигурировали некие знаки.

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-22 04:26 am UTC (link)
Про Хищников помню, а вот что было в Чужих?
Я и говорю, продолжение поста делать надо :)

(Reply to this) (Parent)

от Мойры
(Anonymous)
2009-03-22 05:34 pm UTC (link)
...Ещё интересная инопланетная письменность фигурирует в сериале Alien Nation

(Reply to this) (Thread)

Re: от Мойры
[info]merengue
2009-03-23 03:39 pm UTC (link)
Сериал не видела, инфу проверю, спасибо за наводку!

(Reply to this) (Parent)


[info]lexx_ryazanov
2009-03-25 12:25 pm UTC (link)
Классно! Спасибо за статью! =)

(Reply to this)


[info]arandilme
2009-03-25 06:54 pm UTC (link)
Ай да Аза!!!
А я чуть было не пропустила...

СПАСИБО!!!

(Reply to this)


[info]anthrax_0
2009-03-28 06:22 pm UTC (link)
Спасибо. Очень познавательно.
А что вы думаете по поводу баронна? http://en.wikipedia.org/wiki/Baronh

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-28 09:37 pm UTC (link)
Ранее не сталкивалась, спасибо за наводку!

(Reply to this) (Parent)


[info]der_gedanke
2009-03-28 09:33 pm UTC (link)
К слову, футарк действительно существует. Почитайте о скандинавских рунах)

(Reply to this) (Thread)


[info]merengue
2009-03-28 09:36 pm UTC (link)
Эммм... а что, разве у меня это не написано?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]der_gedanke, 2009-03-29 07:40 am UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2009-06-30 11:02 am UTC (Expand)

[info]barcodex
2009-07-08 07:54 am UTC (link)
фигассе, скока понапридумали! Хоть СтарТрек начинай смотреть :)

(Reply to this)


(69 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…